«Мегалополис»: долгожданный фильм Фрэнсиса Форда Копполы

Фильм «Мегалополис» от мастера кино Фрэнсиса Форда Копполы, который многие ждали с нетерпением, наконец-то увидит свет в российских кинотеатрах в январе. Но есть и хорошие новости: премьера уже прошла в кинотеатре «Художественный». Эта лента, для создания которой Коппола потратил целых 45 лет, представляет собой двухчасовую притчу. Говорят, что он даже распродал виноградники, чтобы осуществить свою задумку. Как думаете, станет ли этот фильм грандиозным триумфом или разочарованием? Возможно, мы увидим зарождение нового философского течения о будущем человечества. Дождемся премьеру и увидим!

Филь Мегалополис

События происходят в Новом Риме, который отдаленно напоминает современный Нью-Йорк. Время здесь тоже имеет значение: это закат империи. Патриции тонут в пороках, простые люди объединяются в банды, а журналисты всеми силами пытаются держаться на плаву (а иногда и предают себя), лишь бы урвать кусочек достатка. Капитал на самом деле начинает вести себя непредсказуемо. Лидеры же мечтают о строительстве нового казино из бетона и стали. Главный герой, архитектор Цезарь Катилина, изобретатель удивительного материала мегалона, фантазирует о другой реальности — городе, полном жизни и справедливости, где нет долгов, только бесконечные разговоры о человеке и его предназначении. Параллельно он находит любовь в лицах Юлии — дочери мэра Цицерона, который, к слову, его заклятый враг. Как будто этого мало, Катилина обладает редким даром: он может останавливать время.

История начинается с того, как Катилина, нобелевский лауреат, урбанист и просто мечтатель, оказывается на краю крыши Крайслер-билдинга. И вот он падает, но, успев закричать: «Время, остановись!», вдруг чудесным образом время замирает, позволяя ему вернуться к привычной жизни. Дальше в его жизни произойдут разные ситуации: его будут шантажировать, угрожать, он будет не только терпеть удары судьбы, но и нашедет любовь, а также столкнется с предательством. Несмотря на все это, он будет упорно размышлять и говорить. В конечном счете, всё это превращается в чем-то грандиозное, но при этом слегка утомительное представление.

Тем не менее, ругать этот фильм было бы несправедливо. Коппола — величайший гений своего дела, который всегда умел создавать уникальные, порой даже наивные картины о том, как люди сбиваются с пути и теряют себя в жажде амбиций. В его предыдущих работах наблюдается хаос, который сносит всех на своем пути. Надеюсь, что «Мегалополис» не станет исключением из этого правила.

Однако не стоит слишком восторгаться. В «Мегалополисе» можно встретить хаос сюжета: он распадается перед нашими глазами, и становится трудно вспомнить, чем персонажи занимались всего полчаса назад. Нью-Йорк, кажется, то распадается, то вновь возрождается, как и главный герой. Вместо того, чтобы углубляться в судьбы своих героев, Коппола размышляет о времени, любви и политике, пытаясь уловить обширную картину. Все это окружено декорациями, которые порой напоминают античные времена, порой яркий ар-деко, иногда даже полупрозрачное будущее, где города будто бы вырастают из зелени, чтобы защитить своих жителей от дождя.

Интересно, что образ Катилины частично вдохновлен жизнью Роберта Мозеса. В 30-е он был на вершине своей карьеры, возглавляя парковые ведомства в Нью-Йорке, и строил множество шоссе, за что подвергался критике из-за его любви к автомобилям больше, чем к людям. На самом же деле, он был страстным строителем инфраструктуры: дороги, мосты — все это его волновало. И в каком-то смысле и Катилина ведет себя аналогично, создавая биомосты и пути, пронизанные светом. Он мечтает о будущем, где каждый сможет высказать свои мысли. Это выглядит как утопия, и, шутливо, он намекает, что такого места не существует. Но все равно задается вопросом: «А у нас есть время для этого?»

Кроме того, Катилина — это своего рода автопортрет гениального человека, которому противостоит весь мир: как простые люди, так и СМИ. «Мегалополис» можно считать мета-фильмом о противостоянии режиссера времени, попытках продвинуться в своем проекте.

«Я пою о Колоссе и судьбе человечества», — звучит в «Мегалополисе». Этот грандиозный монстр на глиняных ногах идет в ногу с комиксами, где Катилина чем-то напоминает Доктора Манхэттена из «Хранителей». Коппола создал ар-деко-китч: калейдоскоп событий, шуток и высокопарных рассуждений. Уникальная сцена — когда Катилина плывет под дождем в Нью-Йорке, а за ним следует машина Юлии, и вокруг сверкает мокрым светом, словно город дышит. И вдруг всё становится пустым, и там, где проезжает Катилина, статуя Фемиды с треском разваливается. Что это, конец старого мира? Может, справедливость требует своего?

Персонажи цитируют мысли Марка Аврелия, переходят на латынь и требуют обсудить будущее. Слышны эхо «Метрополиса» Ланга и Айн Рэнд, в то время как Гёте с легкостью сменяется на «Гражданина Кейна» или «Бен-Гура». Даже пародии на Трампа и Байдена умело вписываются в преосмысленный заговор, завернутый Копполой в новую легенду. Первое выступление Катилины перед публикой начинается со слов «быть или не быть», а в финале он вдруг подчеркивает, что мы созданы из того же вещества, что и наши мечты. Актеры, включая таких звезд, как Адам Драйвер и Джанкарло Эспозито, выглядят так, будто крутятся в калейдоскопе — появляются и исчезают.

Коппола рассматривает этот проект как эксперимент в поисках своего творческого голоса. Он надеется привнести что-то инновационное в мир кино. Во время Каннского фестиваля он даже сломал четвертую стену, позволяя герою ответить на вопросы настоящего журналиста. Этот проект он вынашивал с конца 70-х, представляя «Мегалополис» как оперу, в духе вагнеровского «Кольца нибелунга», которая должна была длиться целых четыре дня. Однако после ужасных событий 9/11 ему пришлось пересмотреть сценарий и отложить съемки — сложно снимать утопию на фоне Нью-Йорка после таких атак.

В его последних работах Коппола продолжает изыскивать темы времени и любви, которые останавливают его или даже отводят обратно. На протяжении 45 лет он искал решения, как объяснить людям, что делать ради будущего своих детей, однако эти усилия, к сожалению, обернулись руинами.

«Художественный». 23 декабря, 20.00
В прокате с 9 января